Александр Блок
Великий русский поэт Александр Блок был захоронен на Смоленском православном кладбище. В 1944 году прах Блока был перезахоронен на Литераторских мостках.
Александр Александрович Блок – великий русский поэт-символист Серебряного века. Родился в Петербурге, 16 ноября 1880 года, в дворянской семье. Его мать, Александра Андреевна, будучи дочерью профессора ботаники Петербургского Университета, Андрея Николаевича Бекетова и переводчицы Елизаветы Григорьевны, была весьма образованной женщиной. Она очень много значила в жизни поэта, и была не только его матерью, но и другом. Их отношения были пропитаны редкостным доверием. Именно она, будучи сама поэтессой и переводчицей, научила его любить поэзию. Её муж, Александр Львович Блок, уроженец Пскова с немецкими корнями, был талантливым человеком, хорошим юристом, умным, язвительным и красивым. После свадьбы молодая чета переехала в Варшаву, где молодой юрист получил кафедру. Но не прошло и двух лет, как их брак прекратился: Александр Львович оказался деспотом и ревнивцем, и Александра Андреевна, едва достигшая двадцатилетнего возраста, беременная, вернулась в отчий дом, позднее добившись развода. Справедливости ради надо сказать, что Александра Андреевна и сама была склонна к резким перепадам настроения.
Так или иначе, будущий великий поэт родился в доме деда. Он был очень здоровым и подвижным ребёнком. Характер у мальчика проявился рано. Упрямый, но вместе с тем прямодушный и гордый, он никогда не опускался до лжи или жалоб. При этом всех поражала его доброта и отсутствие заносчивости. В нём были все черты того, что называют цельной личностью. Все домочадцы – дед, бабка, три тётки, сёстры матери, и прислуга – любили и баловали его. Летом семейство уезжало в Шахматово, подмосковное поместье. Блок очень любил это место и написал о нём множество стихотворений.
С раннего возраста Сашенька остро чувствовал и любил поэзию. С пяти лет он писал небольшие забавные стихи и рассказы, собирал их в журнал, который выходил раз в месяц. Домочадцы с удовольствием помогали ему. Эта домашняя редколлегия просуществовала несколько лет.
Когда Александру исполнилось 10 лет, его мать вторично вышла замуж за военного человека, любящего, доброго, но простоватого. Она с сыном переехала к мужу в казармы, Сашеньку отдали в гимназию. Тот был шокирован и напуган толпами орущих гимназистов – ведь до той поры его жизнь проходила среди интеллигентной и любящей семьи. Со временем он привык к этой атмосфере, но гимназию так и не полюбил. Он интересовался древними языками и не любил математику.
Отчим относился к нему вежливо, но прохладно. Раз в год в Петербург приезжал родной отец Блока. Сын побаивался этих встреч. Однако, как любой оставленный родителем ребёнок, он подспудно искал сходство с отцом. И действительно, оба были довольно резкими и язвительными, и со временем общие черты проявляются только ярче.
В шестнадцать лет Блок, будучи ещё гимназистом, поехал с матерью на немецкий курорт, где влюбился в Ксению Садовскую. Она была старше его на 18 лет. Это был настоящий курортный роман, с цветами, прогулками и катанием на лодках. Садовской льстило внимание юноши, а Блоку это чувство принесло немало страданий и мук ревности. С другой стороны, после этой истории юноша переменился. По собственным же воспоминаниям, он стал выглядеть самоуверенным франтом, ухаживал за барышнями и говорил пошлости. Кроме того, эта любовь по-настоящему пробудила в нём поэта: в течение следующего года он написал почти 300 стихотворений.
На следующее лето, Александр Блок, окончивший гимназию, поехал в любимое загородное имение и страстно влюбился в соседку, Любовь Дмитриевну Менделееву, дочь великого химика. Ей посвящён цикл «Стихи о прекрасной даме». После этого историю на курорте Блок вспоминает уже как «призрак бледный давно испытанных страстей».
Любовь Дмитриевна прекрасна: она носит розовые платья и мечтает о сцене. И очень кстати: Блок тоже к тому времени увлёкся театром, и даже в домашней анкете, в последний свой гимназический год, на вопрос о том, как бы он желал умереть, писал: «на сцене от разрыва сердца». Любовь и Александр исполняют роли Гамлета и Офелии на подмостках любительского театра в сарае поместья Менделеевых.
Осенью Блок поступил на юридический факультет, вероятно из-за того, что юристом был его отец. К тому же, отец финансово поддерживал сына. Но юриспруденция – совершенно не его стезя. На втором курсе Блок застрял на два года, больше увлекаясь театром и философией Платона. Летом он снова поехал в Шахматово, однако его Офелия осталась довольно холодна, их отношения на время почти прекратились.
Тем временем Блок попадает в поэтическое общество ранних символистов: Андрей Белый, Зинаида Гиппиус и прочие. Они – возвышенные люди, «видящие», романтики и философы, воцерковлённые и богоборцы – находят единство в предвосхищении чего-то нового, ощущают свою избранность, и значимость своих духовных исканий. Все они, в той или иной степени, находятся под гипнотическим влиянием религиозно-философского течения Владимира Соловьёва, в частности, его идей о богочеловечестве. Всё это никак не сочеталось с юриспруденцией, и Блок решился написать письмо отцу о том, что хочет бросить факультет. Неожиданно отец согласился, и молодой поэт перевёлся на историко-филологический факультет.
А между тем, чувства полыхают в нём адским пожаром. Он помнит о своей Прекрасной даме, которая к тому времени закончила учиться и стала актрисой. Однажды между ними происходит нечто, что обнадёживает поэта. Идеализируемая женственность сливается с земной женщиной в лице Любови Дмитриевны. Однако после этого эпизода она, напротив, замолкает – её пугает напор Блока и тяготит обожествление своей персоны. Блок пишет ей письма: восторженные, затем проклинающие. Затем в его дневнике появляются строки о самоубийстве, впрочем, звучащие весьма символично и литературно. Менделеева продолжает молчать, и суицидальные настроения поэта усиливаются. Записи в дневнике Блока этого периода выдают в нём если не сумасшедшего, то, во всяком случае, крайне нервического человека.
В ноябре 1902 года между Блоком и Любовью Менделеевой произошло объяснение. Блок пришёл на это свидание с предсмертной запиской в кармане, но неожиданно для него Люба соглашается. Он показывает ей записку.
Менее чем через год они поженились. К этому времени поэт получил признание в кругу символистов, а в 1904 опубликованы «Стихи о прекрасной Даме». Несмотря на обожествление супруги, Блок активно изменял ей с другими женщинами, и не очень-то это скрывал. Жене он говорил: «Настоящая страсть безгрешна, ибо духовна, в ней нет чёрной крови, плоти…», чем поверг её в изумление, а затем и в отчаяние. Блок, один за них обоих, решил, что близость между ними должна быть только духовная. В результате, когда Андрей Белый, друг поэта, сделал признание Любови Дмитриевне, та на словах не отвергла его, хотя и оставалась до поры верной женой. Белый тут же признался Блоку, на что тот только сказал: «Что ж, я рад». Любовь Дмитриевна долго не могла выбрать, кого она любит, но в результате всё же попросила Андрея Белого более не бывать в их доме. Андрей Белый не ожидал такого исхода, он даже требовал дуэли, но Блок ответил, что к тому нет повода.
В 1906 году Блок закончил университет. К этому времени его интересы меняются: если раньше он был абсолютно чужд общественным движениям, то теперь он увлечён новой революцией, которую с восторгом принял.
В 1906 году у него случился новый роман, с другой актрисой, Натальей Волоховой, которой посвящён сборник стихов «Снежная маска». Он привёл Волохову в супружеский дом и познакомил её с женой. Как это ни странно, женщины начинают дружить, и их дружба продлилась гораздо дольше скоротечного романа Волоховой и Блока, и даже пережила и самого поэта.
Любовь Дмитриевна вернулась в театр, стала больше ездить на гастроли. Блока это раздражало, поскольку не считал свою «Прекрасную даму» талантливой. А, может быть, дело в том, что в глубине души, он ревновал: теперь у неё случаются романы.
Любовь Менделеева всегда боялась забеременеть, и вот, на одной из гастролей это случилось. Но Блок не только не отверг её, но и решил, что это будет их общий ребёнок. В начале 1909 года мальчик родился, но прожил всего 8 дней. Как ни странно, Блок переживает его смерть, кажется, сильнее Любови Дмитриевны и всю жизнь ходит к нему на могилу. Стихотворение «На смерть младенца» посвящено этому событию.
В 1909 году Блок уехал в путешествие по Италии и Германии. Творческим результатом этой поездки стал цикл «Итальянские стихи». В 1911 году он снова отправился путешествовать, и попал в город, где случилась его первая любовь, по прошествии 12 лет. Ожившее чувство рождает ещё один цикл стихов «К. М.С.», (Ксении Михайловне Садовской).
В 1913 году у Блока случился роман с оперной певицей Любовью Дельмас, уроженкой Чернигова. Ей посвящён цикл «Кармен» и «Арфа и скрипка». Но они слишком разные: Дельмас – смуглая, жизнерадостная; Блок же искренне полагает, что поэту суждено страдать всегда. Постепенно они расстались.
На протяжении всего этого времени, и до самого конца, Блок не переставал поддерживать глубокую духовную связь со своей законной супругой. Она всё время на гастролях, у неё новые романы, но они общаются письмами.
Во время войны Любовь Менделеева стала сестрой милосердия, а Блок служил по призыву в армии, на строительстве укреплений. Здесь он узнал о свершении Октябрьской революции, которую горячо поддержал. Его привлекли к работе следственной комиссии, он написал документальную книгу «Последние дни императорской власти».
О личном отношении поэта к революции принято судить по его поэме «Двенадцать» и «Скифы». Очевиден его положительный, и даже восторженный взгляд на революцию, но никуда не деться от диссонансной ноты. Эта свежая волна сметает всё на своём пути. Большевики разрушили и родовое именье в Шахматово, что стало ударом для Блока.
В этот период болеет мать поэта, а в 1920 году, когда умер её второй муж, Блок забралш мать к себе. Любовь Дмитриевна тоже жила вместе с ними. К этому времени здоровье самого поэта сильно расшаталось. Его душевная неуравновешенность осложнилась сердечной недостаточностью, и к этому добавилась цинга. Сыграла роль и непосильная работа в революционных организациях. Сам Блок говорил, будто его «выпили». В санаторной поездке ему было отказано той самой революционной верхушкой, работая на которую он положил здоровье.
Весной 1921 года сердечная болезнь активизировалась, начались сильные боли, которые усиливались во время частых ссор между его матерью с женой. В мае он последний раз едет с выступлением в Москву, уже опираясь на палочку, и подслушивает разговор, в котором некто назвал его стихи «мертвечиной». Наверняка, ему было больно это слышать, однако сопровождающему его в поезде Чуковскому Блок с улыбкой сказал: «Он правду говорит: я умер».
После этого болезнь набрала силу. Лежать в постели Блоку было невмоготу, а движение его утомляло, равно как и любые посещения, которые только добавляли нервозности. В июле поэт впал в апатию, прекратил принимать лекарства, очень сильно исхудал.
7 августа 1921 года Блок умер. Литературный критик Эрих Голлербах писал: «Смерть очень изменила его черты. Общий облик остался тот же— благородный, скорбный, сосредоточенный. Голова была коротко острижена, резко обозначились мышцы носа, казавшегося огромным…». Мать и жена вместе оплакивали его.
Через три дня, 10 августа, открытый гроб с телом Блока, весь усыпанный цветами, понесли хоронить на Смоленское православное кладбище, где похоронены многие члены семьи Бекетовых. Стоял жаркий солнечный день. Шесть километров, от дома до самого кладбища, друзья несли гроб на руках. Среди них был Андрей Белый, а позади в абсолютной тишине шествовала огромная толпа, около полутора тысяч человек. Тело отпели в Смоленской церкви. Речей никто не говорил. На могиле, рядом с могилами деда и бабушки Бекетовых, по завещанию поэта установили простой деревянный крест.
Уже через два года Всеволод Рождественский с большим трудом отыскал это место. Виной тому не столько забвение, сколько трудные для жизни годы. А в 1937 году вместо креста установили стандартную бетонную раковину. Любовь Дмитриевна была ещё жива в то время; она сумела настоять на возвращении могиле прежнего вида – холма с крестом.
Во время Блокады крест исчез, в место него в могилу воткнули железный прут с надписью «Блок». После снятия Блокады было решено перезахоронить прах на Литераторских мостках. Это было осуществлено в 1944 году. Но, по свидетельствам историков, перезахоронен только череп. Таким образом, выходит, что у поэта фактически две могилы. Эту версию подтверждал искусствовед, академик Дмитрий Лихачёв. На Литераторских мостках перенесённые останки были преданы земле 28 сентября 1944 года, но никто из литераторов при этом не присутствовал.
Перенос могилы Блока, по мнению историков и искусствоведов, – удручающее и ненужное действо. Здесь, на Смоленке, покоились предки поэта, сюда приходили поклонники таланта. В какой-то момент на месте первой могилы возник памятный камень с надписью «Здесь похоронен Александр Блок», а нынче у поклонников поэта даже появилась традиция в день памяти посещать сразу обе могилы.